Номинация
БЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ — ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВА
Муниципальный ресурсный центр «Ресурсный центр медиации»
Проблематика

Сегодня мы живем в мире огромного количества информации, имеем возможность взаимодействовать с окружающими дистанционно и быть одновременно «в нескольких местах». И дети, и взрослые проводят большое количество времени в гаджетах, онлайн, в связи с чем в обществе наблюдается тенденция к снижению количества общения офлайн. Во взаимодействии между людьми неизбежно возникновение конфликтов, ведь у всех у нас есть свои взгляды и мнения. Но если мы стали общаться реже, значит, и решать возникающие конфликтные ситуации становится сложнее. Мы разучились договариваться. К такому выводу специалисты нашего Центра пришли, проанализировав запросы от родителей при обращении за психолого-педагогической помощью несовершеннолетним. Взаимоотношения между членами современных семей ослаблены из-за невозможности во время поговорить, услышать и понять друг друга. Применение альтернативных способов разрешения конфликтных ситуаций (медиация, восстановительный подход) в настоящее время является необходимым как для государства, так и для хозяйствующих субъектов. При этом переход к использованию альтернативного разрешения споров должен произойти гармонично не путем издания тех или иных законов, а именно добровольно, самими хозяйствующими субъектами, как вариант разрешения спорных ситуаций, самостоятельно, без участия государства. В большинстве случаев, если спорящие стороны будут разрешать свою проблему путем обсуждения, то они могут прийти к финалу быстрого и наиболее лучшего результата, чем в судебном разбирательстве.

Действие/решение

Ресурсный центр медиации (далее – РЦМ) создан на базе МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района г. Челябинска» и реализует свою деятельность с 2020 года. В работе центра используются восстановительные технологии, практики медиации при работе с детьми и подростками, а также членами родительской и педагогической общественности. Основной идеей является создание единого городского пространства по своевременному, доступному и квалифицированному осуществлению процедур медиации, восстановительных практик и качественному прорабатыванию конфликтных ситуаций. Для этого во всех образовательных организациях города Челябинска были созданы Школьные службы примирения, деятельность которых координирует Ресурсный центр медиации. В настоящее время организована работа по развитию конфликтологической культуры всех участников образовательной отношений. В составе Ресурсного центра медиации функционирует базовая площадка «Школьная служба примирения», миссией которой является развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию, а также формировать ответственное поведение и взаимную поддержку внутри школьного сообщества. В Ресурсном центре медиации реализуются направления работы с альтернативными подходами в развитии конфликтологической культуры и профилактике конфликтных ситуаций и девиантного поведения: • Медиация ровесников. Создан и функционирует клуб медиаторов-ровесников «Равный равному», где проводятся встречи для обсуждения организационных и методических вопросов, решение кейсов, случаев из практики. Это способствует повышению мотивации у обучающихся к деятельности Школьных служб примирения, знакомству с эффективными методами взаимодействия и конструктивными способами поведения в конфликте. С 2021 года Центр является инициатором и оператором Городского конкурса «Медиатор-ровесник» среди обучающихся общеобразовательных организаций города Челябинска. Цель конкурса - развитие и популяризация деятельности Школьных служб примирения, вовлечения несовершеннолетних в их деятельность. Ежегодно в конкурсе принимает участие более 20 школ и более 100 обучающихся. В 2024 году Конкурс прошел в четвертый раз. • Нарративная медиация. Реализация программы организации коррекционно-развивающей работы с осужденными несовершеннолетними, не отбывающими наказание «Дорога в будущее начинается сегодня!». В основе программы лежит использование восстановительного подхода и нарративной медиации, цель которой – помочь участникам программы выстроить историю, преодолевающую доминирование конфликта над их жизнями. Помимо этого, в рамках данного проекта ведется обучение специалистов служб сопровождения по программе повышения квалификации «Нарративная медиация при работе с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению». 82 специалиста успешно реализуют навыки, приобретенные в рамках обучения в образовательных организациях при работе с детьми. • Нарративный подход для преодоления семейно-реинтегративных и ценностных кризисов семей участников СВО. Специалистами МБУ «ЦППМСП Калининского района г. Челябинска» в консультировании семей участников СВО используется нарративный подход, с помощью которого происходит преодоление кризисов в семейной системе путем отделения человека (семьи) от его проблемы и выработки альтернативного взгляда на события, происходящие с ним (семьей). • Этномедиация – способ предотвращения и урегулирования межэтнических конфликтов в образовательных организациях города Челябинска. В помощь образовательным организациям города Челябинска разработаны специалистами центра и рекомендованы Комитетом по делам образования города Челябинска «Рекомендации по предотвращению и урегулированию межэтнических конфликтов в образовательных организациях города Челябинска в рамках функционирования служб примирения». • Проект «Обучение русскому языку как неродному в условиях поликультурной среды г. Челябинска» МБУ «ЦППМСП Калининского района г. Челябинска» принимает участие в реализации проекта «Обучение русскому языку как неродному в условиях поликультурной среды г. Челябинска» в рамках сетевого взаимодействия с МАОУ «СОШ № 6 г. Челябинска». Специалисты Центра выявляют трудности на начальном этапе обучения билингва, выстраивают индивидуальный образовательный маршрут обучающихся вместе с семьей ребенка и педагогами школы; организуют занятия с обучающимися-билингвами с ОВЗ. • Организация работы по профилактике девиантного и деструктивного поведения среди обучающихся и формирование психологически безопасной образовательной среды. Проводится групповая работа с классом по запросам образовательных организаций. С семьями обучающихся «группы риска» ведется консультативная и просветительская работа: вебинары, индивидуальные и групповые консультации по вопросам эффективного воспитания и возрастных особенностей подростков. • Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. С целью профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов специалисты центра подготовили видеолекторий, состоящий из 10 занятий-подкастов, в котором рассказывают об эффективных способах борьбы со стрессом. Видеолекторий размещен на сайте Ресурсного центра медиации в разделе «Методический кабинет». • Развитие конфликтологической компетенции участников образовательных отношений. С целью реализации данного направления специалистами Центра разработаны и реализуются: - курсы повышения квалификации педагогов из общеобразовательных организаций по дополнительной профессиональной программе «Медиативный подход при разрешении конфликтов в образовательной среде. Школьные службы примирения»; - дополнительная образовательная программа для детей, входящих в состав Школьных служб примирения на базе общеобразовательных организаций «Школа юного медиатора»; - дополнительная профессиональная программа «Медиативный подход при разрешении конфликтов в образовательной среде. Школьные службы примирения» для руководителей образовательных организаций; - дополнительная профессиональная программа «Медиативный подход при разрешении конфликтов в образовательной среде. Службы примирения дошкольных образовательных организаций»; - дополнительная профессиональная программа «Медиативный подход при разрешении конфликтов в образовательной среде. Школьные службы примирения (для классных руководителей)». Регулярно разрабатываются методические материалы, проводятся консультации, вебинары, обучающие семинары. • «Профориентация». Специалисты ЦППМСП оказывают консультативную помощь в вопросах профилактики конфликтных ситуаций между родителями и детьми в период профессионального самоопределения. А также помогают снизить напряжение и найти способ договориться и услышать друг друга. С этой целью реализуется проект Комитета по делам образования города Челябинска «Профориентация с психологом. Проведение профориентационных встреч для обучающихся 8-11-х классов». • Использование нейропсихологических приёмов. С целью снижения напряженности в процессе медиации и в постмедиативном сопровождении успешно применяется метод БОС-терапии (немедикаментозная технология коррекции состояний человека) и сеансы СИГВЕТ-ДПДГ2020 (новейший нейропсихологический комплекс для краткосрочной переработки негативной информации и формирования новых нейронных связей). Использование в работе данных технологий является дополнительным инструментом помощи в стабилизации эмоционального состояния ребенка, испытывающего негативные эмоции, состояние стресса. • Проект «Дорога в будущее начинается сегодня!» МБУ «ЦППМСП Калининского района г. Челябинска» входит в состав организаций-соавторов гранта Президента РФ, реализуемого Министерством социальной политики г. Челябинска. Реализация проекта направлена на сопровождение несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, склонных к совершению правонарушений и состоящих на различных видах профилактического учета в городе Челябинске. Цель проекта - осуществлять профилактику девиантного поведения несовершеннолетних, обеспечив их и их семьи комплексным сопровождением; способствовать профилактике повторных правонарушений. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках данного проекта заключается в организации мероприятий по сопровождению несовершеннолетних с использованием техник нарративной психологии, программ нарративной медиации. В результате реализации программы несовершеннолетние осваивают поведенческие схемы конструктивного, бесконфликтного общения. Психологическое сопровождение подразумевает опору на ресурсы личности несовершеннолетнего (биологические, психологические и социальные).

Результат

Инновационные продукты/методические материалы: - создание на сайте виртуального методического кабинета; - для кураторов школьных служб примирения, кураторов служб примирения дошкольных образовательных организаций и руководителей образовательных организаций города Челябинска – универсальный пакет методических материалов (методический портфель); - разработаны и рекомендованы Комитетом по делам образования города Челябинска рекомендации по развитию сети школьных служб примирения в образовательных организациях и служб примирения в дошкольных образовательных организациях города Челябинска; - разработаны и рекомендованы Комитетом по делам образования города Челябинска рекомендации по предотвращению и урегулированию межэтнических конфликтов в образовательных организациях города Челябинска в рамках функционирования школьных служб примирения; - разработаны блокнот куратора школьной службы примирения образовательной организации и блокнот куратора служба примирения дошкольной образовательной организации; - разработана рабочая тетрадь медиатора-ровесника школьной службы примирения; - обучающие видеоматериалы для кураторов служб примирения образовательных организаций по вопросам медиации, восстановительной медиации, этномедиации, применении нарративного подхода; - обучающие видеоматериалы по вопросам медиации для обучающихся и медиаторов-ровесников школьных служб примирения образовательных организаций города Челябинска; - разработан видеоподкаст из 10 занятий для педагогов образовательных организаций на тему «Профессиональное выгорание»; - в помощь обучающимся, родителям (законным представителям) обучающихся и педагогам образовательных организаций города Челябинска разработан видеоподкаст по профориентации из трех видео с целью профилактики конфликтных ситуаций в период выбора профессионального самоопределения обучающимися. Банк информации информационных и методических ресурсов: 1. Сформирован онлайн банк данных результатов инновационного опыта работы Ресурсного центра медиации по вопросам медиации и восстановительной медиации, который включает: 1.1. сбор и обработка информации, включающие в себя количественные и качественные показатели о деятельности школьных служб примирения в образовательных организациях города Челябинска (мониторинг); 1.2. предоставление наиболее полной информации по всем показателям. 2. Создание на официальном сайте Ресурсного центра медиации виртуального методического кабинета с целью оказания методической, консультационной и организационной помощи специалистам служб примирения образовательных организаций, который включает в себя: 2.1. алгоритм создания службы примирения в образовательной организации; 2.2. разработанные Ресурсным центром медиации и рекомендованные письмом Комитета по делам образования города Челябинска рекомендации о развитии сети школьной и дошкольной службы примирения в образовательных организациях города Челябинска; 2.3. дополнительные профессиональные программы обучения, рекомендованные для кураторов служб примирения и руководителей образовательных организаций города Челябинска; 2.4. видеоподкаст для педагогов образовательных организаций «Профессиональное выгорание» (10 занятий); 2.5. «Методический портфель»: формы документов, алгоритмы работы, методические рекомендации, обучающие видеоматериалы, вебинары на различные темы, нормативно-правовая база для работы в медиативном поле, ответы на часто возникающие вопросы. Количественные показатели о состоянии деятельности Школьных служб примирения в образовательных организациях г. Челябинска за 2023/2024 учебный год: 1. Общее число Школьных служб примирения по сравнению с 2022/2023 учебным годом выросло со 108 до 127. Показатель, где в работе ШСП активное участие принимают как взрослые (педагоги (специалисты), родители (законные представители)), так и обучающиеся (медиаторы-ровесники) увеличился с 33 до 50 общеобразовательных организаций. Количество общеобразовательных организаций где в работе ШСП принимаются участие только педагоги увеличилось с 29 до 38. 2. Количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по программам подготовки медиаторов и имеющих удостоверение установленного образца, увеличилось до 217 по сравнению с 2022/2023 учебным годом, где было 46 педагогов. Обученных медиаторов-ровесников, в настоящее время обучающихся в образовательных организациях города Челябинска и принимающих активное участие в деятельности ШСП – 142, в 2021/2022 учебном году это показатель составлял 32 обучающихся. 3. В 2023/2024 учебном году количество обращений в Школьные службы примирения образовательных организаций города Челябинска составило 229, за аналогичный период 2022/2023 учебного года было 316 обращение, их них количество заявок (в скобках показатели 2022/2023 учебного года) от: - самих участников конфликтной ситуации – 122 обращения (163), - от сотрудников ОО поступило 86 заявок (115), - от сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних – 2 (6), - от специалистов Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав – 2 (4), - от других участников, косвенно участвующих в конфликтной ситуации (родители, одноклассники, друзья) – 17 (28). 4. Всего в 2023/2024 учебном году в образовательных организациях города Челябинска было реализовано 344 медиативные программы (в 2022/2023 учебном году этот показатель составил – 439). Из них процедур медиации – 131 (в 2022/2023 учебном году – 158), восстановительных программ – 90 (в 2022/2023 учебном году – 108), «Кругов сообщества» – 49 (в 2022/2023 учебном году – 57), «Школьных конференций» – 41 (в 2022/2023 учебном году – 66), других (занятия в рамках программ внеурочной деятельности с обучающимися, программы коррекционно-развивающих занятий) – 33 (в 2022/2023 учебном году – 56). 5. В 2023/2024 учебном году снижение количества конфликтных ситуаций отмечается в 46 образовательных организациях (в 2022/2023 учебном году это показатель был у 22 образовательных организаций), отсутствие каких-либо изменений отмечается в 39 образовательных организациях (в 2022/2023 учебном году было – 38), в 10 образовательных организациях (8 образовательные организации отмечали этот показатель за 2022/2023 учебный год) в этом учебном году увеличилось количество конфликтов.